суббота, 20 сентября 2014 г.

Еще одно чудо в Турции: великолепная Айя София


Об Адже Софии (как и о многих других интересных вещах в этой жизни) впервые мне поведал Авшин. Не могу сказать, что с первого момента я поняла, кто такая эта Аджа София, и почему она так нравится Авшину..Второй раз, когда я услышала об этой достопримечательности, я стояла напротив нее. Европейская часть Стамбула снова удивила меня. В тот момент я была очень разочарована: мы не могли зайти в середину здания, потому что время посещений окончилось. Увидев это чудесное здание, я подумала о том, что мы обязательно должны сюда вернуться, чтобы увидеть его изнутри. И уже через неделю мы прогуливались по залам самой древней церкви в мире, получая огромное удовольствие от всего увиденного.


Экскурсию в Аджу Софию мы решили провести в понедельник, или во вторник. Я не помню точно день, однако с уверенностью могу сказать – это был Байрам. Около 90% посетителей, которые столпились возле кассы, были иностранцами. Не могу сказать, что очередь была долгой и уморительной: мы простояли в ней максимум 15 минут. Два билета в одно из чудес света обошлись нам в 60 турецких лир. Перед входом в музей я увидела место для ритуального омовения перед намазом (Тахарат). Эта конструкция, как предположил Авшин, полностью сделана из золота, и эта мысль теперь мне не дает покоя)).


В первом зале, сразу после входа в Аджу Софию нашему взору открылись стены, увешанные стендами. Здесь была размещена полезная информация об историческом прошлом Аджи Софии. На одном из стендов я прочитала, что научное исследование этого музея началось с 1 февраля 1935 года! К тому моменту это место имело статус турецкой мечети. Трансформировать Аджу Софию в музей предложил основатель современной Турции Мустафа Кемаль (ничего не могу сказать: руководитель из него был отличный!). На сегодняшний день Аджа София – самый посещаемый музей в мире. У Вас есть сомнения на этот счет? Что же, тогда милости просим в Аджа Софию, где возможно встретить посетителей самых разных национальностей: немцев, англичан, китайцев, корейцев, украинцев, россиян, греков, и т.д.


Теперь более подробно о том, почему Аджа София признана одним из чудес света. Что же такого особенного в этом сооружении? Датой «рождения» Аджи Софии историки считают 537 год. Именно в этом году созданный шедевр был освящен. Инициатором создания самой большой (на те времена) церкви в мире был знаменитый византийский император Юстиниан I. Построенное здание обладало самым огромным в мире куполом (более 31 м в диаметре), удивляло своим декорированием с мозаиками внутри.


На первом этаже в большом зале возможно встретить древние декорации, которые были созданы в разных эпохах. Эти декорации отображают традиции разных культур, разных народов. Некоторые из них сохранились очень хорошо, иные турецкие инженеры пытаются реставрировать, чтобы многочисленные посетители смогли в полной степени ощутить роскошь Аджи Софии.
·                   Мозаическое панно, что на Апсиде. Кто не знает, что такое Апсида (я просто тоже не знала) объясняю: архитектурное решение, что свойственно сооружениям религиозного типа. Апсида представляет собой полукруглый, граненый выступ здания. На мой взгляд, в Адже Софие Апсида – главная стена, которая не может не привлечь внимание своей грандиозностью. На этом участке размещены изображения Девы Марии, Архангела Михаила. Мозаики были созданы в 867 (!) году.


·                   Мозаическое панно (12 век), на котором изображены византийский император Иоанн I, его жена Ирен, их сын Алексиос, Иисус Христос (в центре). Как я поняла, в те времена был популярен логический бартер: император вносит пожертвование церкви, архитекторы создают мозаического панно императора с семьей.


·                   Мозаическое панно (13 век), на котором изображены Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель. Данная мозаика сохранилась не слишком хорошо, однако учитывая время, когда она была создана, она смотрится очень даже ничего.


·                   Библиотека. Не нашла здесь никаких книг, но это место хранит в себе массу положительной энергии.


·                   Место желаний (христианское творение). Возле данного места стоит Ангел, который записывает в блокнотике все пожелания, которые исходят от посетителей музея. С таким способом фиксирования, все желания сбудутся. Это магическое место расположено на втором этаже музея. Для того чтобы загадать желание, нужно большой палец правой руки засунуть в небольшое отверстие в стене, и прокрутить. Я, конечно же, не ребенок, но если уж выпала возможность посетить столь волшебное место, почему бы не попробовать поморочить Ангелу голову своими пожеланиями?))).

Мраморный чан. Существует поверье, если молодая девушка (православной веры) дотронется к нему, в будущем у нее обязательно будет двойня.
·                   Место, где императрица созерцала церковное служение. Оно расположено на втором этаже. Я не императрица, и когда мы посещали Аджу Софию здесь не было церковной службы (естественно!), но мне понравился вид, который открывался с этой точки. Очень красиво!


После того, как Османская империя завоевала Стамбул, множество культурных мест, что были сооружены византийцами, были разрушены. Однако завоеватели решили сохранить Аджу Софию (что очень меня порадовало). С того момента столь важная ячейка христианской культуры приобрела мусульманские черты:
·  Каллиграфические полосы, что были созданы во времена правления различных султанов Османской империи (приблизительно 17 в.). Не могу сказать, что означают эти письмена (не было там расшифровки), но сохранились они очень хорошо.

Каллиграфические полосы, к сожалению, остались лишь в моей памяти. Поэтому предоставляю обширное фото главного Зала Hagia Sophia.

·  Михраб (19 век). Место, в котором имам должен читать свою молитву.


·  Большой, круглый, каллиграфический знак (19 век) на Апсиде. Не понравился мне этот знак: грубая подпись мусульманских завоевателей на христианском утонченном сооружении портит все великолепие здания. Ха-ха…..Не подумайте… Я не расистка. Я уважаю людей с иными религиозными взглядами, но (!), думаю, если бы Аджа София могла развиваться как христианское детище, она бы была более роскошной.



Описать все детали декора в столь великолепном музее мне не удалось, да и не запомнились мне все нюансы. Но я рассказала о тех моментах, что заняли прочные позиции в моей памяти. Мне бы хотелось вернуться в Аджа Софию после реставрации (надеюсь Авшин это читает). Мне бы хотелось, чтобы мои дети, внуки пришли и увидели это чудо!)


Комментариев нет:

Отправить комментарий